Серпантин
На велосипеде на Ай-Петри
21 мая 2004 года
Несколько советов
от автора, проехавшего около 1000 км по крымским дорогам в мае 2004 года


Не претендую на оригинальность.
Буду рад, если кому-то пригодится мой опыт.

С уважением,
А. Заводсков.

   Подъем пешком на плато Ай-Петри занимает около двух часов хода в не очень высоком темпе. Я уже несколько раз ходил туда по горным дорожкам со стороны Симеиза и со стороны Кореиза, в том числе и 9 мая этого года.
    В этот раз я задумал подняться на плато на велосипеде по горной дороге. Осенью 1999 года мы проезжали по этому маршруту на машине, но особенностей дороги я не запомнил. Пришлось узнавать у знакомого таксиста о протяженности пути на Ай-Петри. Выходило двенадцать километров от Алупки до поворота на Бахчисарай и еще 25 — до канатной дороги. Вполне приемлемое расстояние.
    Даже старожилы не припомнят такого мая в Крыму. Дожди шли по несколько дней кряду. Но вот наконец-то выдался ясный солнечный день, и я решил стартовать.
    Собрался быстро. В рюкзаке: запасная футболка - уже не один раз убеждался, что рубашка при подъеме становится мокрой от пота, ветровка – погода наверху непредсказуема, фотоаппарат со штативом – для истории, минимальный набор инструмента - на всякий случай. Погода на плато может сильно измениться в считанные минуты. Иногда опускается холодный туман, видимость падает до нуля, не разглядишь даже своей руки, вытянутой вперед. Бывает сильный ветер. Но чаще всего погода ясная и солнечная.
    Для фиксирования событий и показаний велокомпьютера в этой прогулке решил применить ноу-хау: маленький фотоаппарат – цифровая мыльница, удобно помещающаяся в карман рубашки, позволяет быстро фиксировать показания километража на компьютере и место, где это событие происходит. Это очень удобно и не занимает много времени. Время событий всегда можно посмотреть в «свойствах» фотографии. Этот рассказ я построю в виде дневника, с точным указанием времени событий и километража, с фотографиями, иллюстрирующими реальные события, и фотографиями, снятыми в разное время в тех же местах.

Время,
час

Путь,
км
События и фотографии
9,30
00
   Первые пятьдесят метров велосипед пришлось нести на руках в гору. Вход в дом расположен на середине крутой и протяженной лестницы.
9,48
3,5

   Три с половиной километра в гору по хорошо знакомой дороге. В этом году я много раз проезжал и проходил здесь. В середине этого отрезка пути протекает горная речка Хаста-Баш. Обычно, она похожа на небольшой ручеек, но после дождя превращается в бурлящий поток воды, с легкостью двигающий камни. После одного из обильных дождей я специально приезжал в это место и сделал несколько фотографий.
    Вот показались тросы канатной дороги, нижняя станция которой расположена в Мисхоре. На «канатке» можно подыматься на плато и с велосипедами. В прейскуранте перевозка велосипеда выделена отдельным пунктом. Но сегодня такой вариант подъема в мои планы не входит. На развилке притормаживаю и делаю фотографию компьютера с показаниями километража и места, где эта фотография сделана.
    Отсюда я несколько раз заходил в лес и подымался на плато Ай-Петри пешком.

  
141 кб
158 кб
80 кб
108 кб
Хаста-Баш
после дождя
Вот на ту вершину
мне предстояло
добраться
на велосипеде
Вид на Ялту со
смотровой площадки
Внизу Ялта
10.16
10.3
  Далее дорога проходит по Севастопольскому шоссе в сторону Ялты, спуски и подъемы сменяют друг друга. Спуски — довольно продолжительные — я ехал, не разгоняясь и не притормаживая. Скорость в конце спуска зачастую превышает 50 км/час.
    Вот еще одно знакомое место — недавно я останавливался здесь, чтобы сделать фотографии той вершины на которую мне предстояло подняться на велосипеде. Тогда цвели маки.
    Следующая «контрольная точка пути» на месте хорошо знакомом еще с советских времен по множеству кинофильмов. Это смотровая площадка с одиним из символов Ялты. Сегодня «Символ» был разрисован яркой краской из баллончика заезжими дебилами: здесь был… Всего два дня назад он выглядел иначе.
    Севастопольская трасса хорошая, широкая, без глубоких выбоин, с довольно оживленным по крымским меркам движением в дневное время. Большая Ялта строится: огромные машины с дизельными двигателями натружено гудят на подъемах, оставляют за собой клубы черного дыма и противный запах. Сразу вспоминаются московские дороги, но ничего приятного такие воспоминания не навевают. Местное ДАИ как будто не замечает присутствия этих монстров на дорогах, у них свои цели и задачи.
10.29
11.1
    Недолгий спуск, притормаживаю, чтобы сделать фото, левый поворот на Бахчисарай… Подъем на Ай-Петри начался. Как потом оказалось, с этого места дорога идет по серпантину ТОЛЬКО в гору 20 км (на обратной дороге при спуске педали не пришлось крутить ни разу, успевал только притормаживать…).
10.46
13.8

   Уклон дороги не очень большой и мне кажется, что ехать легче, чем по трассе. Движение грузовых машин запрещено. Легковых встретилось за все время пути не более двух десятков. Этой дорогой на плато ходят маршрутки с автовокзала Ялты. За все время подъема одна маршрутка прошла вверх и одна вниз.
    Дорога утопает в зелени, деревья образуют купол, защищающий от солнечных лучей и создающий прохладу. Непрерывное щебетание птиц воспринимается звенящей тишиной. Воздух напоен свежестью и ароматами леса.
    Шум приближающейся машины слышится издалека, нарушая природную идиллию. Останавливаюсь, чтобы сделать фотографию одного из множества поворотов серпантина дороги. Сколько же таких поворотов ждет впереди?

11.19
16.2

   Первая туристическая достопримечательность в пути – водопад Учан-Су. В сентябре 1999, находясь здесь, я очень удивился, услышав, что слегка мокрую скалу называют водопадом. Но тогда еще можно было свободно подойти к ней, это место не было обнесено забором и оборудовано пропускным пунктом с кассой. Справедливости ради замечу: за забор на смотровую площадку меня пропустили вместе с велосипедом, денег не взяли.
    На этот раз водопад оправдал свое название. Вода весело неслась вниз по горному склону множеством сверкающих на солнце ручейков. Природа постаралась на славу. А вот творение рук человеческих – железобетонное сооружение с зарешеченным окном, расположенное на середине скалы и выкрашенное в безобразный, диссонирующий с окружающей красотой цвет, портило всю панораму и не позволило показать весь водопад полностью. Мне показалось, что даже орлу, сидящему на этом сооружении, было неуютно. Пришлось поделить снимок водопада на две части.

11.22
16.7
   А это фотография для информации, а вдруг кому-то пригодится. Может кто-то ищет эту самую Боткинскую тропу.
11,58
21,8
   Приближающуюся машину слышишь издалека: натружено рычит двигатель, водитель напоминает о приближении вежливым коротким сигналом, некоторые приветствуют и подбадривают, проезжая мимо. Почему-то вспомнилось отношение водителей к велосипедистам на московских дорогих… А вот еще один поворот дороги, теперь налево…
12,32
25,2

   Покрутив педали 2–3 км, начинаешь более пристально смотреть по сторонам: какой впереди красивый изгиб дороги… как замечательно играет солнышко на верхушках деревьев… а вот белка набросала на полотно дороги целую гору шишек… Надо бы остановиться, достать фотоаппарат и запечатлеть всю эту красоту… Нет, не остановиться для отдыха, а полюбоваться красотой природы. Но это, конечно, полуправда, передохнуть ой как хочется.
    Крутить педали с каждым километром все труднее. Ноги становятся ватными. Салфетки, на всякий случай взятые с собой, все чаще достаю из кармана: капельки пота стекают по лицу, рубашка мокрая, дыхание тяжелое. Да! Вот эту остановку вполне можно было не делать. Я знал, что скоро должна быть беседка со смотровой площадкой. Но не знал, что до нее всего 700 метров.

12,38
25,9
   Следующая туристическая достопримечательность, о которой напоминает плакат на дороге – «Серебряная беседка». Похоже, что ее немного подновили. В 1999 году она имела очень «бледный» вид. Из беседки взгляду открывается панорама Ялты. Горные вершины, поросшие лесом; небо с причудливыми сказочными облаками; море, уходящее за горизонт; улицы, дома, набережная, сверкающие на солнце купола храмов… Сказочно красиво!
164 кб
119 кб
74 кб
84 кб

Водопад Учан-Су
пришлось
фотографировать
по частям

Водопад распадается
на множество
солнечных ручейков

Вид на Ялту
со стороны из
Серебряной беседки
Фотография
с тридцатого
километра пути
13,12
29,00
   А может быть, ошибся Петр Иванович, прибавил несколько км (у таксистов такое часто бывает). Да нет, не ошибся. Серпантину не видно конца… Еще одна остановка. Да и фотоаппарат уже вынимать не хочется. Но для истории делаю снимок на автоспуске.
13,25
30,3
   С этого места открывается шикарная панорама Ялты. Кругом скалы, надрываются птицы, шуршат ящерицы, а вот и кукушка закуковала, красота!
13,40
32,0
   Но вот уже видно верхнюю станцию канатной дороги, похоже, остается последний поворот.
13,47
32,5
   Вот он — последний виток серпантина! Впереди показались строения горно-спасательной службы, смотровая площадка, приют. Позади 20 км подъема. Впереди еще пять до подъемника, но это уже почти по равнине. У Приюта фотографирую схему горнолыжных трасс на Ай-Петри. Возможно, кто-то она заинтересует. Зимой снег на плато лежит довольно долго. Вдоль дороги разбросаны небольшие кафешки, стоят бочонки с вином, продают сувениры…
111 кб
160 кб
72 кб
147 кб

Вот такая
белочка
бросалась в
меня шишками

Маленький он
и совсем не страшный

Неопознанные
объекты
на плато Ай-Петри

Восточный базар
14,01
33,3
   Дорога на Бахчисарай идет прямо, поворот налево – к верхней станции «канатки». По плато, между редких деревьев, ходят люди и собирают первый в этом году урожай грибов. Дождливая погода и солнце сделали свое дело.
14,21
35,9

   Последний длинный прямолинейный спуск, скорость — выше 50 км/час. Даже рубашка успевает подсохнуть. Цель прогулки достигнута. Подъезжаю к станции канатной дороги, рядом с которой раскинулся целый город для туристов со всевозможными яствами и незатейливыми развлечениями. Тут царит колорит восточного базара: лагман, шашлык, шурпа, плов, кальян, рекой вино, … верблюды, лошади, медведи, …
   Под колеса велосипеда буквально бросаются торговцы, наперебой предлагая что-нибудь отведать и попробовать вина. Еду в привычное для себя место. Заказываю три чебурека в харчевне «Седьмое небо князя Давыдова». Хозяин встречает меня как старого знакомого (знаю его с тех пор, тогда он работал в маленькой дырявой брезентовой палатке, и, по всей вероятности, не был еще князем), беру у него две бутылки разливного вина собой в качестве сертификата, подтверждающего восхождение. Теперь можно не торопясь проехаться по плато и отправляться в обратную дорогу.

14,59
37,2
   Чебуреки расслабили, хочется поспать, и не крутить больше педали. Небольшой затяжной подъем кажется непреодолимым. Но вот и он позади…
15,09
39,3
   А впереди 20 км спуска – педали крутить нет нужды. Зато надо вовремя гасить скорость – тоже не очень приятное занятие: начинаешь думать о тормозных колодках, велошлемах, вспоминать все выбоины на дороге, при этом успевать увертываться от мошки и разных жучков-паучков и радоваться, что на глазах очки, иначе их надо было бы просто закрыть.
15,54
59,4
   Спуск завершен, беру курс на Севастополь. Еще 11 км по знакомой трассе. Дорога опять идет в гору.
16,32
66,9
   Вот уже знакомая развилка. Поворот на Алупку, три км под гору. А здесь недавно я сделал несколько снимков. Море было очень красиво…
16,42
70,6
   Еще 50 метров с велосипедом в руках по лестнице и вот уже знакомая калитка. Я дома.
115 кб
97 кб
84 кб
101 кб

Вот такая бешеная
популярность
харчевни «Седьмое
небо князя Давыдова»

 

На смотровой площадке
у верхней станции
канатной дороги
Дорога в небо...

Вид из Алупки на
Воронцовский дворец

Спасибо компаниям Canon, GT, «Седьмое небо князя Давыдова», … и себе:).


Несколько советов

от автора, проехавшего около 1000 км по крымским дорогам
в мае 2004 года

   Покатавшись немного по крымским дорогам на велосипеде, рано или поздно приходишь к мысли: не так страшен Крым... Ведь после изнурительного подъема обязательно последует спуск. GT на самой сильной передаче, может преодолеть практически любой подъем на крымских дорогах. 2-3 км вверх (около 6 км при подъеме к Форосской церкви) даются без особого труда и сказываются только на дыхании. А уж потом спуск, одно удовольствие – только успевай вовремя тормозить.

    Вот несколько советов для тех, кто собирается там кататься на велосипеде:

•  при длительном спуске надо постоянно контролировать скорость. Притормаживать лучше всего не в последний момент, а аккуратно сбрасывать скорость на прямой, пользуясь преимущественно задним тормозом. Остановить разогнавшийся под гору велосипед, тормозя только задним тормозом, трудно и опасно: тормозного усилия на одно колесо может быть недостаточно, велосипед может сорваться на юз. Обязательно надо притормаживать еще и передним тормозом, постоянно контролируя его усилие;

•  если спуск пологий и дорога просматривается до очередного подъема, то на таком перепаде можно даже добавить скорость, чтобы потом легче преодолеть подъем. Я разгонялся на GT до 61 км/час – ощущение приятное, но по сторонам смотреть уже некогда: любая выбоина на полотне дороги становится опасной;

•  крымские дороги очень опасны в дождь. На них становится скользко, как в гололед на московских улицах. При первых брызгах дождя тончайший слой глинистой пыли становится маслянистым и достаточно резкого неаккуратного торможения, чтобы велосипед стал неуправляемым, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Я обратил внимание, что опытные водители в Крыму после дождя движутся на машине очень медленно и осторожно;

•  надо всегда помнить, что при торможении тормозные колодки могут перегреться и велосипед станет неуправляемым. Поэтому, тормозить надо дозировано , но эффективно, давая тормозным дискам и колодкам остывать. При длительных спусках лучше останавливаться и проверять состояние тормозов и их температуру. Дисковые тормоза GT показали себя надежными и эффективными;

•  не надо забывать о крымском солнце. В два счета можно обгореть или получить солнечный удар. Надо использовать защитные кремы и надолго не оголять тело;

•  велосипед должен быть оборудован красным мигающим фонарем;

•  велошлем мне всегда казался атрибутом пижонов, но после двадцатикилометрового спуска с Ай-Петри, я перестал так думать.

•  в жаркий день очень пригодятся простые бумажные салфетки. Лучше не ждать, когда пот попадет в глаза.

•  при больших скоростях на спуске в лесистой местности пригодятся защитные очки

•  для перевозки велосипеда в поезде или на самолете необходимо иметь чехол, или хотя бы кусок материи. Я в качестве чехла использую парашютную ткань, резинки и скотч.

•  за провоз велосипеда в поезде платить не надо, даже если на это намекают проводники.

 
 
 


© anzav 2004 г.

Hosted by uCoz