А стоит ли ехать в Крым на машине?
12 апреля - 11 июня 2002 год


   Забегая вперед, скажу: "Да! В Крым стоит ехать". И совершенно неважно, как и на чем вы туда поедете. Крым у каждого свой, неповторимый и прекрасный… с морем, горами, пальмами, чудесным воздухом… с воспоминаниями, мечтами и грезами…
   Хочу сразу предупредить, что описание "дорожных приключений", является, скорее, отрицательным опытом, чем рекомендациями к действию. Это наглядное подтверждение того, о чем неоднократно предупреждали другие автомобилисты проделавшие этот путь. Буду рад, если мои заметки помогут кому-то избежать незаконных поборов на дорогах.
    Спасибо Николаю Фаворову http://kharkov.ua/~road/ за отклик: "... Все платежи на границе (кроме, возможно, платы за пользованием дорогами) незаконны, надо посылать. То же с приобретением талона CO. Документы в руки жуликам не давать. А отдавать 50$ или хоть копейку без позеленевшей трубочки вообще абсурд"...
Сборы
    Раньше добираться в Крым мне приходилось либо самолетом, либо поездом. Такой сценарий из года в год повторялся.
    Сколько надо времени, чтобы собраться в дорогу? Больше его все равно не будет. Билеты куплены, и этим все сказано. Поезд и самолет ждать не будут. Паспорта, деньги, бутылочку вина в дорогу, на вокзале купить газет и незамысловатую книжечку. Все, можно ехать. Дела? С первым стуком колес они становятся все дальше и дальше и скоро совсем перестают волновать.
   Самолет хорошо, пароход хорошо… Да и в поезде неплохо! Сутки безделья: выпить стакан вина, забраться на верхнюю полку, полистать газету, подремать, пообщаться с соседями, посмотреть в окно, выйти на остановке, купить пиво, раков, горячей отварной картошечки с зеленью, вот рыбка на выбор, опять пивка… "Здравствуйте. С какой целью… оружие, наркотики… Счастливого пути". А на утро уже другая природа…. Подъезжаем. Симферополь. Здесь уже все знакомо… Еще два часа и вот они долгожданные места, … Самолет конечно хорошо, но… уж больно все быстро.

    Но на этот раз все было иначе.
   Предстоял очередной "ремонт", теперь в ближнем зарубежье. Решено было ехать в Крым на машине. Спасибо, что есть Интернет, где всегда можно найти необходимую информацию, как официальные данные, так и рассказы людей уже испытавших на себе все то, что тебе только предстоит. Я внимательно изучил опыт других автомобилистов http://kharkov.ua/~road/ и примерно представлял, что может ожидать меня в дороге.

    Отъезд намечен на три часа ночи 12 апреля 2002 года. От людей, обычно, не ускользает никакая мелочь. Да нет, так вышло, Гагарин тут ни при чем…

    Впереди 1500 км. Одиннадцатого днем еду в автосервис: машине четыре года, а времени и желания серьезно заняться ее обслуживанием, до сих пор не нашлось.
- Давно меняли…
- Еще не менял.
- А промывали…
- Нет, не промывал.
- Не плохо бы заменить…
- А я для этого и приехал.

    Время поджимает. Уже вдогонку летит запоздалый совет мастера: "Надо бы еще и бензонасос заменить, покупай …, у нас таких сейчас нет". С машиной явно что-то произошло необычное. Почему так ровно работает двигатель? Где привычное вздрагивание машины "всем телом", с явным желанием заглохнуть раз и навсегда? Почему не грохочет подвеска? Еду домой и размышляю о бензонасосе: "Если бы механик хотел еще денег, вряд ли стал бы кричать вслед: знает, что я завтра буду уже далеко". Сворачиваю в магазин. Теряю еще несколько минут, но спокойствие дороже.

    22-00. Время "Х". Если сейчас не начать упаковываться, то можно не уехать вообще никогда. Прихожая в доме вся завалена вещами: горы коробок сумок, каких-то странного вида баулов, замотанных скотчем. А в гараже еще сколько…, два дня уже оставляю машину рядом с воротами…

    С нами в Крым едет Сашка, управлять машиной будем по очереди. (В этом году ему "посчастливилось" четыре раза съездить из Москвы в Алупку, различными видами транспорта).
Но его все еще нет. Звоню по телефону и подгоняю:
- Ну, ты где?
- Уже еду.

    Как же все однообразно начинается: звонком в дверь и осознанием того, что пути назад уже нет…

    Подготовленные вещи загружаем в Сашкину машину для переброски их в гараж. Его "девяносто девятая" забита до самой крыши, оцениваю оставшийся в прихожей груз - на пару ездок. Две минуты до гаража едем молча, каждый уверен, что все ЭТО в "Волгу" никогда не уместится. Сашка, похоже, в этом уверен больше меня, поэтому в нерешительности стоит рядом с машиной, как гость. Поручаю ему мелкие дела: повесить на ворота прожектор - ночь предстоит долгая, достать из подвала раковину из нержавейки… Выкидываю из багажника машины все, и поражаюсь: надо же, столько всего интересного, давно забытого и бесполезного возил с собой.

    На глаза попадается коробка с бензонасосом. Увидев ее, Сашка сразу ожил, сна - как и не бывало:

- 20 минут, и он будет на месте.
- Ты уверен?
- Учитывая темноту - полчаса.

    Я то знаю, что в своей машине он копается не чаще меня, зато совет дать - пожалуйста. Ладно, ехать-то вместе, пусть попробует.

    Полтора часа пролетели незаметно…

    Два часа ночи. Перевозим в гараж последние из оставшихся вещей. Все страхи позади. Машина оказалась "резиновой". Весело переговариваемся, обсуждая, куда можно попробовать запихнуть еще и телевизор.

    На повороте к гаражу милицейский пикет.

- Здравствуйте, предъявите документы… А что в машине?
- Вещи.
- Счастливой дороги!

    Да! Я и сам был удивлен! В два часа ночи и вежливо, без придирок, доброжелательно, … Как мало нужно, чтобы поверить в чудо. Потом, на территории Украины, я часто вспоминал добрыми словами родное ГАИ.

    Нельзя сказать, что уместилось все, но самое необходимое взяли (оказалось, что и под капотом машины можно много чего разместить).

    Последние штрихи.
    Сашка прилаживает к автомагнитоле Мр3 плеер. Это очень нужная вещь для борьбы со сном. УКВ и FM станции можно принимать только вблизи крупных городов. А места для кассет на 24 часа звучания в машине уже не было.

    Перед выездом решили хотя бы час подремать. Кладу голову на подушку и последнее, что еще удается подумать: "Как хорошо на верхней полке поезда".

    Выехали в шесть утра, почти так и хотели.

(Написано 25 марта 2003 год)

Таможня
   Больше чем на два часа сил управлять машиной не хватает. Сон берет свое. Снят и заново установлен бензонасос. Заново залито практически полностью вытекшее из-за этого масло.. Удалось даже немного подремать.
    Позади почти половина пути. Замечаем, что дорога преображается: дорожное покрытие становится ровным, асфальт размечен по всем правилам, на разделительной полосе столбы с фонарями освещения. Похоже, скоро будет таможня.
    Российскую таможню преодолеваем без каких-либо проблем. Дважды показываем паспорта, …Насторожило лишь одно: на наш ответ, что в машине - "подарки бабе Зое" на Украину, таможенник многозначительно улыбнулся и сказал: "сейчас Вас ТАМ "обуют" по полной программе". Затем еще раз улыбнулся и добавил: "Счастливого пути". Уже тогда я понял, что никого из задававших вопрос о цели нашей поездки, по большому счету, это не интересовало. Этих ребят волнует только состояние своего кошелька. Потом, неоднократно, в ответах на шаблонные вопросы "представителей власти", возникал образ виртуальной "бабы Зои", у которой течет крыша, и сильно покосился забор.

    И вот мы на территории таможни сопредельного иностранного государства.

   Сразу после проезда шлагбаума нам указывают на обшарпанное покосившееся сооружение. В памяти всплывает начало эры кооперативного движения: первые, наспех сколоченные, коммерческие палатки.

    Из окошка выглядывает человечек, "без каких либо опознавательных знаков". Он объясняет, что мы въехали на территорию самостийного господарства и обязаны оформить медицинскую страховку. Начинаю задавать вопросы, интересоваться, что это такое и для чего этого нужно. В ответ вижу явную некомпетентность собеседника и полное отсутствие заинтересованности к общению. И тогда, я произношу одно, но такое волшебное слово: "Сколько?" Что произошло с моим "собеседником". Глаза загорелись, он начал быстро и складно объяснять: "Вы, конечно, можете оформить все необходимые бумаги, но это займет уйму времени, и будет стоить вам вдвое дороже". "А как же ехать без полиса?", - я все еще колеблюсь. "А Вы что думаете, вас кто-нибудь будет лечить по той бумажке, которую я выпишу?", - это был веский довод. Мы сдались. К следующему посту передвигались уже подготовленными для переговоров клиентами. А мысль о том, что мы уже сэкономили некоторую сумму денег, приятно согревала.

    Следующий пост - экологический. К нам подошел хмурого вида человек в фуражке с темно-зеленым околышем. Он жестом показал, куда надо переставить машину и молча удалился. Вскоре к машине подбежал маленький шустренький человечек, встал на колени и заглянул под нее. Поднялся он уже солидным, статным и непримиримым борцом за чистоту окружающей среды. Он с явным раздражением показал на каплю масла на асфальте под машиной и велел пройти в комнату №24. Когда я туда вошел, оба эколога были уже на месте. Мне предложили присесть за стол напротив. На столе, кроме огромных размеров калькулятора, ничего не было. Они выдержали паузу, после чего тот, который пошустрее, начал говорить: "Украина…Крым… наше богатство… а ВЫ…" "Ваше боГАДство", - подумал я, и произнес волшебное слово: "Сколько". Хмурый сноровистым движением набрал нужные цифры на калькуляторе и пододвинул его ко мне. Первая оторопь прошла, я уже знал, как играть в эту игру. "Не все клиенты хорошо могут разглядеть маленькие цифры. Психологи!", - мелькнуло в сознании. Я взял в руки их кормилицу и быстро нажал три клавиши - " : 2 = " . Мы ударили по рукам, и в таможенном документе появилась еще одна подпись.
   Теперь нам предстояло декларировать все, что есть в машине, включая инструмент и запасное колесо. Для этого было предложено выложить все вещи и занести их в список, с обязательным приложением товарных чеков и технических паспортов на них. Но я уже представлял существующие на таможне тарифы и знал, что можно и поторговаться, как на хорошем базаре. Сашке была выделена определенная сумма и даны инструкции. Вернулся он с задания с победой - еще одна подпись ответственного лица была получена.
    Наши паспорта особенно никого не интересовали. Но пару раз показывать их все же пришлось. Я думаю, что отсутствие такого документа не явилось бы большим препятствием для въезда на Украину. Волшебное слово я уже знал.
    Но вот все документы оформлены, можно покидать таможню. Остается всего 100 метров до выездного шлагбаума. 100 метров по хорошей асфальтированной дороге. На середине этого пути - едва заметная разметка - линия "Стоп", а рядом с ней миниатюрная видеокамера. Торможу резко, как перед внезапно возникшим пешеходом. Минуты две стою, улыбаясь в объектив, пока сзади не начинают сигналить другие водители. Из будки, около выезда с территории таможни, выходит явно расстроенный сотрудник ДАИ, автоматически желает удачной дороги и рекомендует останавливаться только по требованию работников автоинспекции.

    Все, таможня позади.
   Но дорогу сразу перекрывают два, крепкого сложения парня в кожаных куртках с нашивками на рукавах, внешне очень похожих на милиционеров. Не дав нам опомнится, буквально вырывают из рук технический паспорт на машину, предлагают поставить ее на стоянку и проследовать в рядом стоящий вагончик. Настроение заметно портится. Но все происходит на глазах многих людей. Что может ждать меня в этом вагончике? Или так: "Сколько это будет стоить?"
К моему удивлению меня достаточно приветливо встречают, возвращают документ и предлагают… купить GreenCard: "Стоить это будет недорого, ровно полцены". Я заявляю, что готов купить страховку за полную стоимость, но с оформлением документа.
   Меня пришли уговаривать все сотрудники этой "благотворительной фирмы", доводы были самые разные: значительная экономия денег, еще никому не удалось получить страховку при аварии, полис надо заполнять на украинском, а Вы не сможете проверить, правильно ли заполнены все пункты документа, платить придется только гривнами, а у Вас их нет… Затем мне предложили уехать без страховки и не морочить им голову - за мной уже выстроилась очередь из "желающих застраховаться".
    Я все же настоял на своем. Надо было видеть лицо страховщика, заполнявшего полис: это стоило уплаченных денег! Похоже, что они долго потом вспоминали меня. И еще одно важное открытие я сделал при уплате денег за эту услугу. Даже беглый взгляд на работников таможни позволял заметить что-то общее в их анатомическом строении. Одно место в их фигурах явно отличалось от общепринятых мужских стандартов. Неужели их специально отбирают по одному признаку? Разгадка оказалась банальной. Когда для того чтобы отдать сдачу за оформленную страховку, мой "агент" достал из бокового кармана брюк пригоршню денежных купюр самого разного достоинства и национальной принадлежности, его "мужское достоинство" растаяло на глазах.
    Владельцы первых коммерческих палаток стали теперь преуспевающими бизнесменами. Их первые неуклюжие строения, пережив несколько реформ, превратились в уютные магазины и супермаркеты. Почему же на таможне, где дорожки давно можно было замостить золотыми плитами, до сих пор собирают дань из старого, наспех сработанного шалашика? Вопрос скорее риторический. Ответ на него давно лежит на поверхности.
   Это оказалось интересно - прорываться через таможню! Азарт, игра, общение, пожалуй, даже адреналин. А опыт! Что может быть ценнее! Не будь всего этого, и воспоминания были бы не такие яркие …

    Еще не успело стемнеть, а мы уже продолжали свой путь по дорогам Украины.
© anzav (Написано 25 марта 2003 год )


 

Ближнее зарубежье
К чему надо быть готовым, путешествуя на автомобиле по Украине.
   Из прочитанных в Интернете "Законов Украины для туристов" http://crimea.webservis.ru/law.html и воспоминаний уже ездивших на Украину я примерно представлял, что может нас ожидать в дороге.

    Я видел, что творилось на Крымских дорогах в начале мая 2002 года. Тогда каждая вторая машина в Ялте была российской. В центре были настоящие московские пробки. Маршрутки по три часа пробирались из Ялты в Алупку вместо обычных тридцати минут.

    Но повторюсь, выехали мы в Крым в начале апреля. В это время желающих поехать отдыхать из России на своих машинах, практически нет. Поэтому транспорт с российскими номерами в это время на дорогах - редкость. В основном, едут те, кто регулярно курсируют по этому пути и хорошо знают, что их может ждать за очередным поворотом.

    А вот нас ждали, и как оказалось, с нетерпением.

    Уже через несколько километров после таможни, нам под колеса буквально бросился хлопец с полосатой палкой в руках. Но он явно проморгал наше появление. В ушах еще звучал совет сотрудника ДАИ. Я невольно сильнее надавил на педаль газа. Через каждые пять-десять километров картина повторялась. Выбегавшие из своих укрытий мальчики отчаянно продолжали махать жезлом, но уже в зеркале заднего вида. Очень сложно было справиться с привычкой к законопослушанию, прививаемой с детства.

   Я много лет проработал на оборонном предприятии. Предприятие охраняли сотрудники вооруженной охраны. Производство благополучно загубили, а помещения сдали в аренду новоявленным бизнесменам. Охраняли предприятие, по-прежнему, люди в погонах, устав никто не отменял. С внутренней стороны ворот висел плакат с выпиской из Устава внутренней службы. Я иногда заезжал на территорию на машине и хорошо усвоил, как вести себя с охраной. Но многим бизнесменам все это было внове. Приходилось наблюдать такую картину: после очередного нецензурного высказывания в свой адрес охранник, положив руку на кобуру пистолета, произносил заученную за многолетнюю службу фразу: "Заглушить двигатель, выйти из машины и предъявить ее к досмотру". Непонятливым демонстрировался и сам пистолет. Сразу находилось взаимопонимание и появлялось уважение. Для особо строптивых досмотр мог продолжаться часами с написанием объяснительных записок и составлением протоколов (чем не таможня). В следующий свой приезд это уже были милые и вежливые люди.

    Мне трудно было не реагировать на взмах полосатой палкой на дороге. Напряженность возрастала. Начинало смеркаться. Мы с Сашкой поменялись местами. Теперь машиной управлял он. При въезде в небольшой городок, рядом со стационарным постом ДАИ, нам в очередной раз приказали остановиться. Внешне человек с жезлом был очень похож на сотрудника дорожной инспекции. Сашка притормозил, и мы решили остановился. Нас попросили предъявить документы и, ни слова не говоря, унесли технический паспорт на автомашину в будочку грязного-серого цвета. Жестом показали, куда отъехать для измерения СО. Вспоминая прочитанное в Инете о незаконности данного мероприятия, я отказался сделать это и попросил отдать мне документы. Началось представление.
   Один из сидящих в будке начал громко, чтобы нам было хорошо слышно, разговаривать по телефону. Он просил выслать наряд милиции и арестовать нас за неповиновение власти. На мою просьбу предъявить документы мне издали показали, обложку малинового цвета с неразборчивой надписью. Затем начал беспрестанно звонить телефон, по которому якобы сообщали о том, что машина с усиленным нарядом (вооруженных до зубов) сотрудников, на подъезде. Время шло, а обещанной машины не было. Начало смеркаться. Драгоценное время уходило бесполезно. Памятуя, что СО регулировали совсем недавно, я согласился на процедуру проверки. Вокруг машины забегали какие-то люди. В результате нам заявили, что уровень СО у машины в несколько раз превышает все мыслимые нормы. И нам предстоит заплатить крупный штраф. Решение созрело в одно мгновение. Я протянул руку в окошко, взял со стола свой документ, сел в машину, и мы благополучно покинули это не очень гостеприимное место. Никто из борцов за чистоту окружающей среды даже не стронулся со своего места, чтобы помешать нам. Они поняли, что ждать от нас нечего.
   Обсуждая ту ситуацию, мы с Сашкой обнаружили, что и он, и я в тот момент думали об одном и том же - о небольшом, но очень удобном титановом ломике, который лежал между передними сидениями машины… на всякий случай. Ночью на дороге никто нас не останавливал. По всей вероятности, все любители наживы ночью отдыхали, строго соблюдая Кодекс о Труде. В два часа ночи мы поняли, что сил для безопасного управления машиной уже не остается, и решили подремать пару часиков. Отъехали недалеко от главной дороги и мгновенно уснули. Просыпались мы по очереди, чтобы запустить или заглушить двигатель, регулируя таким образом температуру в салоне машины. При первых признаках рассвета снова тронулись в путь.
   На дороге стало появляться все больше и больше машин с "крымскими" номерами, и вот, наконец, мы увидели долгожданную надпись на дорожном указателе: "КРЫМ".

    За день до нашего приезда в горах выпал сильный снег. Он лежал всюду: на деревьях, на многочисленных горных вершинах, в лесу между деревьями… Огромные горы снега были собраны на обочинах дороги. Дорогу расчищали грейдерами. Остатки снега на асфальте за день успели растаять. Местами покрытие блестело льдом, все говорило о том, что вполне возможен гололед. Что это такое мы знали, и ехали со всеми предосторожностями.
   Следующий раз нас остановили только на перевале. Проехать мимо этого поста было невозможно. Сотрудники ДАИ на перевале сильно удивили нас. Не взглянув даже в протягиваемые документы, старший из них с нескрываемым интересом спросил: "Ну как у вас там, в России. Как Путин? - и не дождавшись ответа, добавил - у нас только на него вся надежда". Выслушав наши не очень оптимистичные комментарии, он пожелал нам счастливого пути и посоветовал быть осторожней на скользкой дороге. Тогда я подумал: "Да, Крым это не Украина". Но потом я все же убедился, что дорожная инспекция на Украине, в Крыму, да и в России, не имеет ярко выраженной национальной и территориальной принадлежности и живет по своим законам. Бывают исключения, но очень редкие.
   До места мы добрались без особых приключений. Разгрузили машину, подыскали для нее гараж (аренда - 3 гривны в сутки, в сезон - 5 гривен). Отмечали благополучный приезд в Алупку хорошим Массандровским вином. Грели его в металлической кружке, и пили, вдыхая ароматы крымского винограда. В восемь часов вечера завалились спать. Назавтра, надо было провожать Сашку в Москву.
   Вот тогда и произошли события, которые внесли коррективы в мои планы активного перемещения по дорогам Крыма.

    Утром встать пришлось рано. Надо было доехать до Ялты, купить там Сашке билет на обратную дорогу и посадить его в маршрутку до Симферополя. Мы ехали в Ялту ранним утром по пустынной трассе. ИХ я заметил издалека: три машины бело-голубой окраски и несколько сотрудников ДАИ около них. Не знаю почему, но до сих пор при воспоминании об этом случае, перед глазами встают кадры из "Кавказской пленницы". Хотя там все было немного по-другому: Балбес (Никулин) и Бывалый (Моргунов), крепко держат Труса (Вицин) за руки, а на него едет машина, которую они должны остановить. В тот момент я чувствовал себя Вициным. Машина плавно спускалась с горы на малой скорости прямо в лапы ДАИшников. Я чувствовал, что ничего хорошего меня там не ждет, но объехать неприятности было уже невозможно.

    Мне жезлом показали, где я должен остановиться. При таком "потоке" машин, как в начале апреля, не представляло никакого труда вычислить, когда мы приехали. И все-таки этот вопрос прозвучал. А после моего ответа, что мы только вчера приехали в Крым, сержант сделал нюхательное движение и задал логичный вопрос: "Приезд отмечали?" Не чувствуя подвоха, я ответил утвердительно. Сорок минут вел со мной беседу в милицейской машине младший лейтенант, держа на коленях бланк протокола и разъясняя мне, с какими неприятностями я могу столкнуться, да еще не являясь гражданином этой страны. На все мои предложения "дунуть в трубочку", составить протокол, "простить меня" никакого решения не следовало. Время утекало, надо было искать выход. Я вспомнил волшебное слово. Мы тут же начали торговаться. Ниже 50 долларов младший лейтенант опускаться не хотел (на площадке я насчитал пять сотрудников ДАИ). Уже потом я узнал, что местные водители больше 10 гривен (около 2 долларов) ни за какое нарушение им не платят. Стало понятно, почему к россиянам в Крыму все так радушно относятся, в том числе и сотрудники ДАИ.
(Написано 6 апреля 2003 год)

Дорога домой
(10-11 июня 2002 год)
   Срок пребывания с машиной на Украине ограничен двумя месяцами. Чтобы продлить разрешение, надо ходить по инстанциям и объяснять чиновникам, зачем тебе это нужно. Нам двух месяцев вполне хватало, хотя и дотянули до последнего, оставив в запасе всего один день, на всякий случай. На "подмогу" из Москвы опять приехал Сашка (это был уже его третий визит в Крым в этом году). За день до отъезда взяли машину из гаража и для обкатки прокатились в Ялту. В июне в середине дня нам не встретилось ни одного пикета ДАИ и мы благополучно возвратились в Алупку. Вторую половину дня провели на городском пляже. Температура воды в море поднялась уже до 18 градусов, и я с удовольствием несколько раз поплавал, хотя желающих искупаться было не особенно много.
    Рано утром мы тронулись в обратный путь. До перевала нас раз восемь остановили сотрудники ДАИ. Но в июне они были приветливы, вежливы и доброжелательны. Приглашали приезжать еще. До границы Крыма еще несколько раз тормозили на пикетах и, задав формальные вопросы, желали счастливой дороги. Но вот крымские дороги позади. На очередном посту сотрудник ДАИ ознакомил нас с каким-то распоряжением местной власти и направил машину на измерение СО. Вроде все было по закону, да и сопротивляться этому особого желания, не было. Прибор показал, что все экологические характеристики нашего автомобиля в норме. И все равно мне предложили оформить (добровольно) талон, который дает право больше не участвовать в подобной проверке. Стоил он 20 гривен. Мы с Сашкой в один голос закричали, что это дорого (прибор-то показал, что все в порядке). На следующих 50 км дороги нас остановили четыре раза и добросовестно повторили ту же самую процедуру. Это стало утомлять и отымало время. На очередном посту после предложения купить талон я задумался. Видя, что мы колеблемся, "дядя" предложил: "Купите временный, на месяц, он стоит всего 5 гривен". Выданный нам небольшой клочок бумажки мы закрепили на лобовом стекле, и теперь уже мы весело почти не снижая скорости, проносились мимо выбегающих навстречу машине хлопцев, показывая рукой на бумажную "индульгенцию".
   В ту весну созрел небывалый урожай клубники (думаю, что такой урожай бывает каждый год). Все обочины были заставлены ведрами с только что снятой ягодой. Было очень неуютно останавливаться рядом с такими стихийными рынками. Каждый продавец расхваливал свой товар, продаваемый за символические деньги, разве что не хватая тебя за руку, а вслед раздавалось: "Возьмите хотя бы за…" и выкрикивали цену почти в два раза меньшую первоначальной. Мы купили килограмм десять клубники и ехали, наслаждаясь чУдным весенним клубничным запахом, который потом еще с неделю чувствовался в салоне машины. На обочинах дороги то здесь, то там пестрели примитивные указатели, сделанные на листах картона - "Черешня". Стрелка показывала куда ехать. Время поджимало, да и таможня могла преподнести очередной сюрприз, поэтому мы спокойно проезжали мимо.
   Таможня удивила: за два месяца здесь построили множество домиков, складов, ангаров, современного европейского вида. Пока что ничего не работало, и порядки остались те же. (Недели через две я увидел по телевизору репортаж о торжественном открытии нового таможенного перехода и складов.) На вопрос: "А платили Вы за… ". Я с уверенностью ответил: "Я заплатил за все!" Но мне объяснили, что за эксплуатацию дорог Украины я еще не заплатил. Стоило это, как обычно, в два раза меньше тарифа. После получения денег в рацию небрежно бросили: "Вась, пропусти 159-ю". Больше проблем не было. На Российской таможне дважды проверили паспорта, открылся шлагбаум, и мы покатили по российским дорогам. Замелькали дорожные указатели "Москва … км". Следующим утром мы были уже дома.

(Написано 6 апреля 2003 год)
© anzav











 

 




Hosted by uCoz