|
Серпантин
|
На
велосипеде на Ай-Петри
21 мая 2004 года |
Несколько
советов |
от
автора, проехавшего около 1000
км по крымским дорогам в мае 2004
года |
|
|
|
|
|
Не
претендую на оригинальность.
Буду
рад, если кому-то пригодится мой опыт.
С
уважением,
А. Заводсков. |
Подъем
пешком на плато Ай-Петри занимает около двух часов хода в
не очень высоком темпе. Я уже несколько раз ходил туда по
горным дорожкам со стороны Симеиза и со
стороны Кореиза, в том числе и 9
мая этого года.
В этот раз я задумал подняться на плато на велосипеде по горной
дороге. Осенью 1999 года мы проезжали по этому маршруту на машине, но особенностей
дороги я не запомнил. Пришлось узнавать у знакомого таксиста о протяженности
пути на Ай-Петри. Выходило двенадцать километров от Алупки до
поворота на Бахчисарай и еще 25 — до канатной дороги. Вполне приемлемое расстояние.
Даже старожилы не припомнят такого мая в Крыму. Дожди шли
по несколько дней кряду. Но вот наконец-то выдался ясный солнечный день, и я
решил стартовать.
Собрался быстро. В рюкзаке: запасная футболка - уже не один
раз убеждался, что рубашка при подъеме становится мокрой от пота, ветровка –
погода наверху непредсказуема, фотоаппарат со штативом – для истории, минимальный
набор инструмента - на всякий случай. Погода на плато может сильно измениться
в считанные минуты. Иногда опускается холодный туман, видимость падает до нуля,
не разглядишь даже своей руки, вытянутой вперед. Бывает сильный ветер. Но чаще
всего погода ясная и солнечная.
Для фиксирования событий и показаний велокомпьютера в этой
прогулке решил применить ноу-хау: маленький фотоаппарат – цифровая мыльница,
удобно помещающаяся в карман рубашки, позволяет быстро фиксировать показания
километража на компьютере и место, где это событие происходит. Это очень удобно
и не занимает много времени. Время событий всегда можно посмотреть в «свойствах»
фотографии. Этот рассказ я построю в виде дневника, с точным указанием времени
событий и километража, с фотографиями, иллюстрирующими реальные события, и фотографиями,
снятыми в разное время в тех же местах. |
Время,
час |
Путь,
км |
События и фотографии |
9,30 |
00 |
|
Первые
пятьдесят метров велосипед пришлось нести на руках в гору.
Вход в дом расположен на середине крутой и протяженной лестницы. |
9,48 |
3,5 |
|
Три с половиной
километра в гору по хорошо знакомой дороге. В этом году
я много раз проезжал и проходил здесь. В середине этого
отрезка пути протекает горная речка Хаста-Баш. Обычно,
она похожа на небольшой ручеек, но после дождя превращается
в бурлящий поток воды, с легкостью двигающий камни. После
одного из обильных дождей я специально приезжал в это место
и сделал несколько фотографий.
Вот показались тросы канатной дороги,
нижняя станция которой расположена в Мисхоре. На «канатке»
можно подыматься на плато и с велосипедами. В прейскуранте
перевозка велосипеда выделена отдельным пунктом. Но сегодня
такой вариант подъема в мои планы не входит. На развилке
притормаживаю и делаю фотографию компьютера с показаниями
километража и места, где эта фотография сделана.
Отсюда я несколько раз заходил в лес и подымался на плато
Ай-Петри пешком. |
|
|
|
|
Хаста-Баш
после дождя |
Вот на ту вершину
мне предстояло
добраться
на велосипеде |
Вид на Ялту со
смотровой площадки |
Внизу Ялта |
|
10.16 |
10.3 |
|
Далее
дорога проходит по Севастопольскому шоссе в сторону Ялты,
спуски и подъемы сменяют друг друга. Спуски — довольно
продолжительные — я ехал, не разгоняясь и не притормаживая.
Скорость в конце спуска зачастую превышает 50 км/час. Вот еще одно знакомое место — недавно
я останавливался здесь, чтобы сделать фотографии той вершины
на которую мне предстояло подняться на велосипеде. Тогда
цвели маки. Следующая «контрольная точка пути» на
месте хорошо знакомом еще с советских времен по множеству
кинофильмов. Это смотровая площадка с одиним из символов
Ялты. Сегодня «Символ» был разрисован яркой краской из
баллончика заезжими дебилами: здесь был… Всего два дня назад он выглядел иначе. Севастопольская трасса хорошая, широкая, без глубоких выбоин,
с довольно оживленным по крымским меркам движением в дневное время. Большая
Ялта строится: огромные машины с дизельными двигателями натружено гудят на
подъемах, оставляют за собой клубы черного дыма и противный запах. Сразу вспоминаются
московские дороги, но ничего приятного такие воспоминания не навевают. Местное
ДАИ как будто не замечает присутствия этих монстров на дорогах, у них свои
цели и задачи. |
10.29 |
11.1 |
|
Недолгий
спуск, притормаживаю, чтобы сделать фото, левый поворот на
Бахчисарай… Подъем на Ай-Петри начался. Как потом оказалось,
с этого места дорога идет по серпантину ТОЛЬКО в гору 20
км (на обратной дороге при спуске педали не пришлось крутить
ни разу, успевал только притормаживать…). |
10.46 |
13.8 |
|
Уклон
дороги не очень большой и мне кажется, что ехать легче, чем
по трассе. Движение грузовых машин запрещено. Легковых встретилось
за все время пути не более двух десятков. Этой дорогой на
плато ходят маршрутки с автовокзала Ялты. За все время подъема
одна маршрутка прошла вверх и одна вниз.
Дорога утопает в зелени, деревья образуют купол, защищающий
от солнечных лучей и создающий прохладу. Непрерывное щебетание птиц воспринимается
звенящей тишиной. Воздух напоен свежестью и ароматами леса.
Шум приближающейся машины слышится издалека, нарушая природную
идиллию. Останавливаюсь, чтобы сделать фотографию одного из множества поворотов
серпантина дороги. Сколько же таких поворотов ждет впереди? |
11.19 |
16.2 |
|
Первая туристическая достопримечательность
в пути – водопад Учан-Су. В сентябре
1999, находясь здесь, я очень удивился, услышав, что
слегка мокрую скалу называют водопадом. Но тогда еще можно
было свободно подойти к ней, это место не было обнесено забором
и оборудовано пропускным пунктом с кассой. Справедливости
ради замечу: за забор на смотровую площадку меня пропустили
вместе с велосипедом, денег не взяли.
На этот раз водопад оправдал свое название. Вода весело неслась
вниз по горному склону множеством сверкающих на солнце ручейков. Природа постаралась
на славу. А вот творение рук человеческих – железобетонное сооружение с зарешеченным
окном, расположенное на середине скалы и выкрашенное в безобразный, диссонирующий
с окружающей красотой цвет, портило всю панораму и не позволило показать весь
водопад полностью. Мне показалось, что даже орлу, сидящему на этом сооружении,
было неуютно. Пришлось поделить снимок водопада на две части. |
11.22 |
16.7 |
|
А это фотография для информации,
а вдруг кому-то пригодится. Может кто-то ищет эту самую Боткинскую
тропу. |
11,58 |
21,8 |
|
Приближающуюся машину слышишь
издалека: натружено рычит двигатель, водитель напоминает
о приближении вежливым коротким сигналом, некоторые приветствуют
и подбадривают, проезжая мимо. Почему-то вспомнилось отношение
водителей к велосипедистам на московских дорогих… А вот еще
один поворот дороги, теперь налево… |
12,32 |
25,2 |
|
Покрутив педали 2–3 км, начинаешь
более пристально смотреть по сторонам: какой впереди красивый
изгиб дороги… как замечательно играет солнышко на верхушках
деревьев… а вот белка набросала на полотно дороги целую гору
шишек… Надо бы остановиться, достать фотоаппарат и запечатлеть
всю эту красоту… Нет, не остановиться для отдыха, а полюбоваться
красотой природы. Но это, конечно, полуправда, передохнуть
ой как хочется.
Крутить педали с каждым километром все труднее. Ноги становятся
ватными. Салфетки, на всякий случай взятые с собой, все чаще достаю из кармана:
капельки пота стекают по лицу, рубашка мокрая, дыхание тяжелое. Да! Вот эту остановку
вполне можно было не делать. Я знал, что скоро должна быть беседка со смотровой
площадкой. Но не знал, что до нее всего 700 метров. |
12,38 |
25,9 |
|
Следующая туристическая достопримечательность,
о которой напоминает плакат на дороге – «Серебряная беседка».
Похоже, что ее немного подновили. В 1999 году она имела очень
«бледный» вид. Из беседки взгляду открывается панорама Ялты.
Горные вершины, поросшие лесом; небо с причудливыми сказочными
облаками; море, уходящее за горизонт; улицы, дома, набережная,
сверкающие на солнце купола храмов… Сказочно красиво! |
|
|
|
|
Водопад Учан-Су
пришлось
фотографировать
по частям
|
Водопад распадается
на множество
солнечных ручейков
|
Вид на Ялту
со стороны из
Серебряной беседки |
Фотография
с тридцатого
километра пути |
|
13,12 |
29,00 |
|
А может быть, ошибся Петр
Иванович, прибавил несколько км (у таксистов такое часто
бывает). Да нет, не ошибся. Серпантину не видно конца… Еще
одна остановка. Да и фотоаппарат уже вынимать не хочется.
Но для истории делаю снимок на автоспуске. |
13,25 |
30,3 |
|
С этого места открывается
шикарная панорама Ялты. Кругом скалы, надрываются птицы,
шуршат ящерицы, а вот и кукушка закуковала, красота! |
13,40 |
32,0 |
|
Но вот уже видно верхнюю
станцию канатной дороги, похоже, остается последний поворот. |
13,47 |
32,5 |
|
Вот он — последний виток
серпантина! Впереди показались строения горно-спасательной
службы, смотровая площадка, приют. Позади 20 км подъема.
Впереди еще пять до подъемника, но это уже почти по равнине.
У Приюта фотографирую схему горнолыжных трасс на Ай-Петри.
Возможно, кто-то она заинтересует. Зимой снег на плато лежит
довольно долго. Вдоль дороги разбросаны небольшие кафешки,
стоят бочонки с вином, продают сувениры… |
|
|
|
|
|
Вот такая
белочка
бросалась в
меня шишками
|
Маленький он
и совсем не страшный
|
Неопознанные
объекты
на плато Ай-Петри
|
Восточный базар |
|
14,01 |
33,3 |
|
Дорога на Бахчисарай идет
прямо, поворот налево – к верхней станции «канатки». По плато,
между редких деревьев, ходят люди и собирают первый в этом
году урожай грибов. Дождливая погода и солнце сделали свое
дело. |
14,21 |
35,9 |
|
Последний
длинный прямолинейный спуск, скорость — выше 50 км/час. Даже
рубашка успевает подсохнуть. Цель прогулки достигнута. Подъезжаю
к станции канатной дороги, рядом с которой раскинулся целый
город для туристов со всевозможными яствами и незатейливыми
развлечениями. Тут царит колорит восточного базара: лагман,
шашлык, шурпа, плов, кальян, рекой вино, … верблюды, лошади,
медведи, …
Под колеса велосипеда буквально бросаются торговцы, наперебой предлагая
что-нибудь отведать и попробовать вина. Еду в привычное для себя место. Заказываю
три чебурека в харчевне «Седьмое небо князя Давыдова». Хозяин встречает меня
как старого знакомого (знаю его с тех пор, тогда он работал в маленькой дырявой
брезентовой палатке, и, по всей вероятности, не был еще князем), беру у него
две бутылки разливного вина собой в качестве сертификата, подтверждающего восхождение.
Теперь можно не торопясь проехаться по плато и отправляться в обратную дорогу. |
|
14,59 |
37,2 |
|
Чебуреки расслабили, хочется
поспать, и не крутить больше педали. Небольшой затяжной подъем
кажется непреодолимым. Но вот и он позади… |
15,09 |
39,3 |
|
А впереди 20 км спуска –
педали крутить нет нужды. Зато надо вовремя гасить скорость
– тоже не очень приятное занятие: начинаешь думать о тормозных
колодках, велошлемах, вспоминать все выбоины на дороге, при
этом успевать увертываться от мошки и разных жучков-паучков
и радоваться, что на глазах очки, иначе их надо было бы просто
закрыть. |
15,54 |
59,4 |
|
Спуск завершен, беру курс
на Севастополь. Еще 11 км по знакомой трассе. Дорога опять
идет в гору. |
16,32 |
66,9 |
|
Вот уже знакомая развилка.
Поворот на Алупку, три км под гору. А здесь недавно я сделал
несколько снимков. Море было очень красиво… |
16,42 |
70,6 |
|
Еще 50 метров с велосипедом
в руках по лестнице и вот уже знакомая калитка. Я дома. |
|
|
|
|
Вот такая бешеная
популярность
харчевни «Седьмое
небо князя Давыдова»
|
На смотровой площадке
у верхней станции
канатной дороги |
Дорога в небо... |
Вид из Алупки на
Воронцовский дворец
|
|
Спасибо компаниям
Canon, GT, «Седьмое небо князя Давыдова», … и себе:). |
Несколько
советов
от автора,
проехавшего около 1000 км по крымским дорогам
в мае 2004 года
Покатавшись немного
по крымским дорогам на велосипеде, рано или поздно приходишь
к мысли: не так страшен Крым... Ведь после изнурительного подъема
обязательно последует спуск. GT на самой сильной передаче, может
преодолеть практически любой подъем на крымских дорогах. 2-3
км вверх (около 6 км при подъеме к Форосской церкви) даются без
особого труда и сказываются только на дыхании. А уж потом спуск,
одно удовольствие – только успевай вовремя тормозить.
Вот несколько советов для тех, кто собирается там кататься
на велосипеде:
при длительном спуске
надо постоянно контролировать скорость. Притормаживать лучше
всего не в последний момент, а аккуратно сбрасывать скорость
на прямой, пользуясь преимущественно задним тормозом. Остановить
разогнавшийся под гору велосипед, тормозя только задним тормозом,
трудно и опасно: тормозного усилия на одно колесо может быть
недостаточно, велосипед может сорваться на юз. Обязательно
надо притормаживать еще и передним тормозом, постоянно контролируя
его усилие;
если спуск пологий
и дорога просматривается до очередного подъема, то на таком
перепаде можно даже добавить скорость, чтобы потом легче преодолеть
подъем. Я разгонялся на GT до 61 км/час – ощущение приятное,
но по сторонам смотреть уже некогда: любая выбоина на полотне
дороги становится опасной;
крымские дороги очень
опасны в дождь. На них становится скользко, как в гололед на
московских улицах. При первых брызгах дождя тончайший слой
глинистой пыли становится маслянистым и достаточно резкого
неаккуратного торможения, чтобы велосипед стал неуправляемым,
со всеми вытекающими отсюда последствиями. Я обратил внимание,
что опытные водители в Крыму после дождя движутся на машине
очень медленно и осторожно;
надо всегда помнить,
что при торможении тормозные колодки могут перегреться и велосипед
станет неуправляемым. Поэтому, тормозить надо дозировано ,
но эффективно, давая тормозным дискам и колодкам остывать.
При длительных спусках лучше останавливаться и проверять состояние
тормозов и их температуру. Дисковые тормоза GT показали себя
надежными и эффективными;
не надо забывать
о крымском солнце. В два счета можно обгореть или получить
солнечный удар. Надо использовать защитные кремы и надолго
не оголять тело;
велосипед должен
быть оборудован красным мигающим фонарем;
велошлем мне всегда
казался атрибутом пижонов, но после двадцатикилометрового спуска
с Ай-Петри, я перестал так думать.
в жаркий день очень
пригодятся простые бумажные салфетки. Лучше не ждать, когда
пот попадет в глаза.
при больших скоростях
на спуске в лесистой местности пригодятся защитные очки
для перевозки велосипеда
в поезде или на самолете необходимо иметь чехол, или хотя бы
кусок материи. Я в качестве чехла использую парашютную ткань,
резинки и скотч.
за провоз велосипеда
в поезде платить не надо, даже если на это намекают проводники. |
|
|
|
|