http://annikzav.narod.ru
Замыкая круг
На велосипеде на Ай-Петри. Май 2005 года
Часть 1
Неудачная попытка
Часть 2
Свершилось!


Не претендую на оригинальность.
Буду рад, если кому-то пригодится мой опыт.
С уважением,
А. Заводсков

Автор проехал около 2000 км по крымским дорогам в мае 2004 и 2005 годов.

Альбом с фотографиями. Май 2005 год.
Симеиз. Ласточкино гнездо. Алупка. Кацивели. Балаклава. Мисхор. Ялта. Ливадия.

Звуковой файл из этих чудесных мест!

   Второй год я беру с собой в Крым велосипед. Живу я обычно в Алупке. Если встать пораньше, то за световой день вполне можно проехать 100-150 км. Единственный недостаток – возвращаться надо в одно и тоже место, а это значит, что в поле возможных интересов попадают объекты на расстоянии 50-75 км. Вполне достижимы: с запада - Севастополь, с востока - Алушта. Поверьте, это не так уж и мало, практически весь ЮБК, т.е. десятки небольших поселков и городов, масса достопримечательностей сотворенных человеческими руками и природой. В близлежащие места можно возвращаться неоднократно, чтобы сделать фотографии в разное время суток и в разных погодных условиях.
   Мои описания поездок не претендуют на художественность и оригинальность. Когда я впервые решил попасть на Ай-Петри на велосипеде я попытался найти подобную информацию о предстоящем подъеме в Интернете. Хотелось найти подробное описание дороги, точное расстояние между основными точками пути, время затраченное не особо тренированными людьми на отдельные участки и на всю дорогу, прочитать впечатления о трассе, посмотреть фотографии… т. е. почерпнуть опыт других, уже проделавших этот путь.
   За тебя никто этот путь не проделает, но все же…
   Поэтому мои рассказы построены так, чтобы восполнить пробел в недостатке такой информации.
   Кому не интересны подробности – километры и минуты пути, могут не обращать на них внимание. Возможно, будут интересны фотографии некоторых мест (не курортных), которые для меня тоже явились открытием.
   Те же, кто захочет проехать этим же путем, может оказаться полезным проанализировать мой опыт, наметить предстоящий путь по основным вехам и избежать ошибок.
   Для фиксирования событий и показаний велокомпьютера в этой прогулке я использовал уже знакомый принцип: маленький фотоаппарат – цифровая мыльница, удобно помещающаяся в карман рубашки, позволяет быстро фиксировать показания километража на компьютере и место, где это событие происходит. Это очень удобно и не занимает много времени. Время событий всегда можно посмотреть в «свойствах» фотографии. Этот рассказ я тоже построю в виде дневника, с точным указанием времени событий и километража, с фотографиями, иллюстрирующими реальные события, и фотографиями, снятыми в разное время в тех же местах.



Первая попытка
11мая 2005 год

   О моих впечатлениях о подъеме на велосипеде на Ай-Петри со стороны Ялты по извилистому серпантину трассы Ялта-Бахчисарай в мае 2004 года читайте в рассказе «Серпантин».
   Изучив карту я сделал вывод, что попасть на Ай-Петри можно и с другой (западной) стороны. В мае 2005 года решил пройти этот маршрут.
   Некоторое недоверие вызывали тонюсенькие линии дорог на карте едва соединяющиеся друг с другом. Карта была экскурсионная, без особых подробностей. Для себя я наметил следующие вехи предстоящей поездки: Алупка – Симеиз – Форос - Байдарские Ворота – Орлиное – Родниковое - разузнать у местных жителей - Ай-Петри - спуск с восточной стороны - Алупка. Слабое место в моем плане был участок Родниковое - разузнать у местных жителей - Ай-Петри. Но судя по карте, расстояние это показалось мне не очень большим. Я оценил его не более 100 км - за день вполне приемлемый путь, даже по горной местности.
   Выехал утром, но особо не спешил. Периодически останавливался, чтобы сфотографировать интересные места. Перед Форосом неожиданно похолодало и появился густой туман, который обволакивал вершины гор и ложился белой ватой на деревья - такая погода просто удача для фотографа.
   У Церкви Вознесения Христова нужно было сделать окончательный выбор в какое место держать путь, сто процентного решения добраться до зубцов Ай-Петри пока не было. Можно еще было пересмотреть планы и посетить м. Сарыч, либо м. Айя, либо Балаклаву, и даже Севастополь. Все эти места были у меня в плане прогулок, но мысль попасть на Ай-Петри, давно уже не давала покоя. На развилке я взял курс на Орлиное… А-294
   После поворота на Орлиное переговорил с несколькими местными жителями, но уверенного ответа на вопрос о дороге не получил. Ответ был примерно такой: вроде бы да, добраться можно, но лучше через Бахчисарай, когда-то лет тридцать назад нас возили на экскурсию, дороги не помню… На развилке в Родниковом я побеседовал с двумя разговорчивыми местными жителями. Оба были не совсем трезвые, поэтому, наверно, общались со мной с большим интересом (у одного в руках был старенький велосипед), показывая осведомленность в вопросе: налево - Бахчисарай, прямо до Ай-Петри - километров 17, направо – 12 км, но два из них подъем в гору с велосипедом в руках (как в русских сказках: налево пойдешь…). Третий вариант меня вполне устраивал. Время позволяло, да и сил было достаточно. Дорога выглядела так: проезжаешь Колхозное, затем будет пионерский лагерь, подъем 2 км на перевал, а там и до Ай-Петри рукой подать.
   В Колхозном (Джур-Джур - так его называют местные жители, если я не ошибаюсь в написании этого слова) загорелая пожилая женщина, внешне очень похожая на туриста со стажем авторитетно подтвердила слова «велосипедиста». До определенного места все ориентиры совпадали, я уверенно продолжал продвигаться к намеченной цели. Вот и последний ориентир – пионерский лагерь. Обхожу его слева и перехожу реку по мостику. Дальше должен быть двухкилометровый подъем, и я у цели. Явно выраженной тропы на перевал я не нашел, но идти было можно.
   Метров пятьсот я добросовестно протащил свой велосипед в гору по камням и корням деревьев, пока не вышел на более-менее пологий участок леса, местами сильно заболоченный, по которому иногда можно было ехать в седле. Но просветов нигде не было. Опущу свои ощущения от часового блуждания по весу, по зарослям колючих кустарников и по каменистым руслам ручьев. Идти назад было уже поздно, да и точной дороги назад уже можно было не найти. В лесу периодически попадались дороги, по которым можно проехать на вездеходе. Выбрав одну из них, явно идущую вниз, я решил спускаться по ней не меняя направления и до «победного конца». Дорога местами была сильно заросшей, ветки кустов и деревьев хлестали по рукам и по телу. Показавшийся впереди просвет меня обрадовал, а открывшаяся панорама показалась очень знакомой. Вышел я в нескольких километрах от Родникового.
   Время я потерял, и пора было возвращаться домой. Пришлось это делать по тому же пути, по которому приехал.
   По всей вероятности, дорога через Колхозное (2-3 см. карту) существует и она значительно короче дороги через Передовое-Аромат-Соколиное. Но я ее в этот раз не нашел. Что ж, можно попробовать сделать это еще раз.


 

Время,
час

Путь,
км
События и фотографии
7:05
00
   Алупка. Я посчитал, что путь на Ай-Петри со стороны Байдар не многим больше, чем со стороны Ялты. Поэтому выехал не особенно рано.
 
3,5
   Симеиз является наиболее теплым из всех курортных городков ЮБК. Город окружен горами. На западной окраине поднимается гора Кошка, у самого моря расположен утес Лебединое крыло.
 
7,6
   Кацивели. Это своего рода научный центр, где находится отдел радиоастрономии Крымской астрофизической обсерватории. Здесь имеется телескоп с параболической антенной диаметром 22 метра. Не так давно там построен большой аквапарк под открытым воздухом с морской водой.
 
7,8
   Оползневое. Название связано с грандиозным оползневым обвалом, происшедшем в этой местности в 1786 году.
7:44
10,5

   «Зори Украины». Поселок Понизовка. Дорога по Севастопольскому шоссе до Фороса была мне хорошо знакома. Ехал не спеша, периодически останавливаясь для того, чтобы сделать несколько фотографий.

  
Утром в районе
Кацивели

На 117 км пути неожиданно
появился туман

Цветет иудово
дерево – примета крымской
весны
7:56
13,1
   Поселок городского типа Парковое (ранее село Кучук-Кой). В Парковом сохранился ландшафтный парк – скульптурно декоративный памятник садово-паркового искусства начала ХХ века.
9:36
20,6
    Меллас. В 30 - 40-е годы XIX в., здесь был заложен обширный парк (более 25 га). В нем имеются своеобразные скальные нагромождения, обломки гигантских глыб, причудливые бухты. Со стороны моря он окаймлен широкой благоустроенной набережной. Меласский парк представляет собой памятник садово-паркового искусства.
9:38
20,9

   117 км трассы. До Севастополя 52 км . За туннелем – Форос.

 
25,0

   Форос. Поворот на дорогу ведущую к Форосской церкви и на Байдарские ворота. По этой дороге можно добраться до Орлиного, но подъем около 10км и очень крутой.
   Трасса А-297 на карте.

11:19
35,2
   Храм-часовня «Рождества Христова». Смотровая площадка, кафе, торговля сувенирами. Место остановки туристических автобусов. Бутылочка воды у местных торговцев в три раза дороже, чем в магазине через 4 км.
11:44
37,6
   Поворот на Байдарские Ворота, Тыловое, Орлиное. Здесь заканчивается курортный ЮБК.
   Трасса А-294 на карте.
12:04
39.2

  Тыловое. Дом на фото продается, но очередь не стоит…
  В местном магазине, все продукты дешевле в 2-3 раза чем на площадке на 35 км пути.

12:44
49,3
   Проехал Подгорное. Затем Родниковое. Пока все ориентиры совпадали.

Вот такие пейзажи стали
для меня открытием
в этой части Крыма

Дорога на Колхозное

В районе Родникового.
Цветут ромашки… Лепота!

12:59
 
   В Родниковом на развилке поехал прямо. На указатель «Скельская пещера» отвлекаться не стал.
13:03
 
   Дорога на Колхозное идет по краю ущелья. Внизу протекает речка.
13:33
 
   Перешел речку. У подножья горы большой плакат со схемой туристического маршрута «Природный заповедник «Байдарский».
13:51
55,4
   Перекусил бутербродами, сырком «Дружба» из магазина в Передовом, с велосипедом в руках отправился на штурм горы.
14:42
56,3
   Дороги в лесу есть, но куда они ведут…????
15:28
 
   После полутора часов блужданий по лесу (3 км) я выехал в чисто поле...
15:34
60,4
   Окружающий ландшафт показался очень знакомым. В Нижней Бобровке пообщался с местным алкашом, который в обмен на информацию попросил четвертинку водки за 3,5 гривны. Пришлось угостить.
15:51
62,8
  Россошанка. Время поджимало и я принял решение возвращаться назад.
15:57
64,6
   В Родниковое въехал с другой стороны. В Орлином взял курс на Байдарские ворота.
18:00
78,7
   Байдарские Ворота. Смотровая площадка с видом на Форос и церковь.

Фороская церковь

Вид на Форос
со смотровой площадки
Байдарских ворот

Одна из
достопримечательностей
ЮБК

Где-то в районе
Оползневого

 
78,7
   Отсюда около 10 км крутого спуска до Севастопольской трассы. 
 
78,7
   В ресторане «Шалаш» на Байдарах.
21:00
107,2
Алупка
   Следующие 30 км особого желания фотографировать не было…





Свершилось!
22 мая 2005 год

    Идея заехать на Ай-Петри с западной стороны не давала покоя. Но в голове постоянно крутились слова: умный в гору не пойдет… Поэтому я твердо решил: пусть путь будет подальше, но надо выбрать дорогу по которой можно проехать на велосипеде.
    На этот раз выехал из дома на час раньше и старался не отвлекаться в пути до поворота на Орлиное (несколько фотографий все же сделал, не удержался).
    В Родником на развилке поехал прямо, до Передового. Почти сразу после поворота начинается подъем на Перевал (позже мне сказали, что он называется Кабаний). Дорога покрыта гравием, ехать по которому не очень комфортно. Здесь можно проехать и на машине. Но мимо проехало всего три автомобиля. Я думал, что после того, как я поднимусь на на этот перевал, до Ай-Петри будет рукой подать. Но не тут-то было. За подъемом последовал спуск, такой же протяженности. После него попадаешь на трассу Бахчисарай-Ялта в районе пос. Аромат. Там я перекусил и попытался разузнать, что меня ждет впереди. Как же не хотелось верить местному водителю, что впереди еще 25 км, 20 из которых - подъем в гору…
    Пожалуй, это был самый трудный участок дороги - дорога хорошая, неожиданностей впереди не ожидалось, оставалось только крутить педали. Самая большая нагрузка оказалась на то место, на котором сидишь.
     Но вот все позади, за поворотом показались зубцы Ай-Петри...
    Хозяин кафе «Седьмое небо князя Давыдова» Саша встретил меня как старого знакомого. Накормил чебуреками, несколько раз приносил минералку со льдом. По запросу: «Седьмое небо князя Давыдова» в Интернете, он зимой вышел на мой сайт и оставил запись в гостевой книге.
    Я решил спуститься в Мисхор на фуникулере и считал свое путешествие уже законченными. Но оказалось, что последний вагон уже ушел. Делать было нечего, дорога от фуникулера до дома знакомая и не особо тяжелая («Серпантин»). Я покушал, купил бутылочку вина и пять сырых шашлыков, чтобы приготовить их дома на углях, и отправился в путь. Оставшиеся 35 км проехал без особого удовольствия.

   Жизнь людей, в небольшом удалении от курортных мест в Крыму, совершенно не похожа на красочные картинки с морских пляжей. Здесь пасут скот, выращивают виноград и фрукты, сеют, пашут… работают. Здесь нет дворцов и замков. Но эти места заслуживают, чтобы их увидеть…

 

 


Время,
час

Путь,
км
События и фотографии
6:07
00
 
   Алупка.
10:23
53,3
   Дорога до Родникового была знакома (см. первую часть рассказа). На развилке в Родниковом в этот раз поехал прямо. Россошанку и Нижнюю Бобровку я тоже проезжал в прошлый раз, но на обратном пути.
10:48
55,5
   Не заезжая в Передовое сразу после указателя с названием поселка надо повернуть направо. При выезде из поселка начинается подъем на перевал (Кабаний?).
11:01
56,8
  Первый ориентир на пути - база отдыха «Атлантика».
За забором большой водоем.
11:59
60,0

   После базы отдыха асфальтированная дорога заканчивается.

...
Простой пейзаж
недалеко от населенного
пункта Тыловое
Около Подгорного.
Обязательно послушайте
звуковой файл из этих мест!
...
12:32
61,6
   Дальше дорогу можно назвать проселочной, с большими выбоинами и гравийным покрытием. Ехать по такой дороге – удовольствие не большое. Да еще полуденное солнце… Начало спуска.
12:42
63,0
    На спуске надо быть очень внимательным. Дорога местами усыпана мелкими камнями. При торможении велосипед ведет себя непредсказуемо.
12:49
64.7

   При спуске увидел старый дорожный километровый столб 3/7.

13:05
69,4

  Новополье.  Конец спуска.

13:24
73,2
  В селении с интересным названием Аромат, я перекусил и узнал у местного водителя что до Ай-Петри еще 25 км.
  Аромат расположен на трассе Бахчисарай-Ялта (А 296). Дорога асфальтированная и по местным меркам довольно хорошая.
13:20
 
   Запах цветущих растений такой, что даже коровы не остаются равнодушными. Не зря же название населенного пункта – Аромат.
    До Соколиного около 5 км довольно пологая дорога, а затем 20 км непрерывного подъема.
14:07
78,1

  На лугу пасутся ко…, правильно – верблюды!

14:27
80,5
  Туристические стоянки «Коккозка», «Липовая поляна», «Барская поляна». Там можно разбить палатку и заночевать.

Чернореченское водохранилище

14:27
80,5
   Знаменитый Большой каньон Крыма. С трассы до каньона 2, 5 км пешком. Времени для такой прогулки у меня уже не оставалось.
17:38
97,3
   Вот так выглядят горнолыжные трассы на Ай-Петри в конце весны.
18:00
 
   За лесом показались «шарики». Кто был на Ай-Петри, тот знает о чем речь.
18:12
102,1
   Последние километры до намеченной цели.
18:25
 
   А вот и Ай-Петри. 9 мая каждый год на зубцах альпинисты водружают большой красный флаг.
18:55
105,1
     В кафе «Седьмое небо князя Давыдова»
21:05
139,8
 
   Спуск с восточного склона, еще 10 км - я дома.

Спасибо компаниям Canon, GT, «Седьмое небо князя Давыдова», … и себе:).




© anzav 2005 г.

48

Hosted by uCoz